Традиции коневодства казахов

Традиции коневодства казаховКогда-то давно, по преданию, у людей не было лошадей. Были коровы и быки, которым по праздникам украшали рога перьями филина, и ездили на них все - богатые и бедные. И продолжалось бы так всегда, если бы с коровами однажды что-то не случилось и не стали бы они чахнуть. Тогда люди испугались, что останутся без кормилиц, и взмолились богам, прося замену умирающим коровам. Молили они день и ночь напролет. И однажды, когда над степью проснулось солнце, поднялся ветер. Он метался по степи, пока не вырос в огромный песчаный столп, смешавший небо и землю. Из ветра боги создали лошадь, грустноглазую и тонконогую, и она понеслась навстречу людям... Люди обуздали ветер...


Долгие века у жителей бескрайних степей, кочевников, не было ни редких и дорогих вещей, ни роскошных диковинных садов, ни архитектурных строений - гордости зодчих, у них были только кони -единственное богатство, заключавшее в себе все, - и удовольствие от охоты, и возможность побеждать в сражениях, и мясо, которым питались годами, и кожа, служившая им лучшей одеждой. Да и глаз их ни что не радовало так, как кони; соревновались ли они с ветром, вытаптывали душистое разнотравье ил и разбрызгивали золотистый песок. Из богов кочевники чтили только Солнце, в жертву которому приносили лучших из своих скакунов, потому как считали, что только лошадь может сравниться в скорости с самим богом Солнца. По словам Геродота, "быстрейшему из богов подобало быстрейшее животное".
В ту пору конокрадство еще не было поводом для бахвальства, и над конокрадами чинили строгий суд. Традиции коневодства казаховЕсли у кого находили пропавшую лошадь, то заставляли вернуть не только ее, но сверх того девятикратную ее стоимость. Если же вор оказывался не в состоянии это оплатить, его лишали детей, в случае отсутствия их, его самого лишали жизни. Не потому, что лошадь стоила дорого (в то время самый бедный имел не менее 200-300 голов скота, а состоятельные люди - табуны, насчитывавшие десятки тысяч голов) - наказывалось воровство. К сожалению, с веками уменьшались не только табуны, но и страх запятнать себя кражей, и порицание конокрадства.

Неразлучными с лошадью казахи становили сь с детства: как только мальчику исполнялось два-три года, его тотчас сажали на лошадь, учили управлять ею, давали лук и стрелы - по возрасту. Так и проходила вся его жизнь в седле: в пути ли, на охоте. Римский офицер, историк, посетив тогда наш край, писал: "Они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия! День и ночь они проводят на коне, занимаясь куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться в серьезных делах, то и совещания они ведут сидя на конях".

Традиции коневодства казаховТрадиции коневодства казаховА о лошадях они не просто заботились - их холили, ими хвастались почти как самими собою! Узды были самые легкие, стремена очень короткие, сбруи богатые, вместо шпор использовались бичи. Зимой лошадей покрывали теплыми попонами; в сражениях - начищенными до зеркального блеска латами. Как и мужчины, женщины тоже могли долго ездить верхом. В длинных юбках и в цветастых шароварах, настигнутые в степи врагом, они на полном скаку сражали врага меткими выстрелами. Весной, когда обычно подходил первый кумыс, его, повернувшись на Восток, разбрызгивали на землю, кланялись восходящему солнцу , благодаря за свет и тепло, которые выращивают траву для их лошадей. Кочевники редко пили простую воду; у них не было ни меда, ни кваса, но все это с лихвой восполнял кумыс. Пока свежий, он такой же сладкий, как молоко коровы. Когда же его собьют в огромных бурдюках, извлекут из него масло, становидей он острым и терпким, щиплет язык и опьяняет слабые головы. Богатым степнякам батраки из несвернувшегося молока приготовляли черный кумыс - каракослос. Для этого молоко ( пинали до тех пор, пока гуща не опускалась на дно, отделяясь от сыворотки. Именно эту сыворотку и подавали господам, гущей же довольствовались бедняки, она имела свойство наводить глубокий сон. С горячими блюдами тоже было все в порядке. Хотя доступные сегодня всем казы тогда подавались в основном только знати. Эти жирные копченые колбасы из конины готовились следующим образом: мясо еще парным, клали в соленую воду, потом им набивали кишки, коптили и вялили под потолком юрты на провесе. В большом почете была и джа-джа -копченая конская ветчина. И еще один интересный факт: только в казахском языке 80 синонимов слова "лошадь", многие из которых перешли в русский -"каурая", "чубарая". И спустя века имя коню казахи выбирают так, как это делали их далекие предки, а именно с буквы, с которой начинается имя отца лошади. И в этом прилагают величайшие старания и любовь.

Не нашли нужную информацию? Возможно, она есть на нашем
старом сайте!