|
Традиции коневодства казахов
Когда-то
давно, по преданию, у людей не было лошадей. Были коровы и быки, которым по
праздникам украшали рога перьями филина, и ездили на них все - богатые и бедные.
И продолжалось бы так всегда, если бы с коровами однажды что-то не случилось и
не стали бы они чахнуть. Тогда люди испугались, что останутся без кормилиц, и
взмолились богам, прося замену умирающим коровам. Молили они день и ночь
напролет. И однажды, когда над степью проснулось солнце, поднялся ветер. Он
метался по степи, пока не вырос в огромный песчаный столп, смешавший небо и
землю. Из ветра боги создали лошадь, грустноглазую и тонконогую, и она понеслась
навстречу людям... Люди обуздали ветер...
Долгие века у жителей бескрайних степей, кочевников, не было ни редких и дорогих
вещей, ни роскошных диковинных садов, ни архитектурных строений - гордости
зодчих, у них были только кони -единственное богатство, заключавшее в себе все,
- и удовольствие от охоты, и возможность побеждать в сражениях, и мясо, которым
питались годами, и кожа, служившая им лучшей одеждой. Да и глаз их ни что не
радовало так, как кони; соревновались ли они с ветром, вытаптывали душистое
разнотравье ил и разбрызгивали золотистый песок. Из богов кочевники чтили только
Солнце, в жертву которому приносили лучших из своих скакунов, потому как
считали, что только лошадь может сравниться в скорости с самим богом Солнца. По
словам Геродота, "быстрейшему из богов подобало быстрейшее животное".
В ту пору конокрадство еще не было поводом для бахвальства, и над конокрадами
чинили строгий суд. Если у
кого находили пропавшую лошадь, то заставляли вернуть не только ее, но сверх
того девятикратную ее стоимость. Если же вор оказывался не в состоянии это
оплатить, его лишали детей, в случае отсутствия их, его самого лишали жизни. Не
потому, что лошадь стоила дорого (в то время самый бедный имел не менее 200-300
голов скота, а состоятельные люди - табуны, насчитывавшие десятки тысяч голов) -
наказывалось воровство. К сожалению, с веками уменьшались не только табуны, но и
страх запятнать себя кражей, и порицание конокрадства.
Неразлучными с лошадью казахи становили сь с детства: как только мальчику
исполнялось два-три года, его тотчас сажали на лошадь, учили управлять ею,
давали лук и стрелы - по возрасту. Так и проходила вся его жизнь в седле: в пути
ли, на охоте. Римский офицер, историк, посетив тогда наш край, писал: "Они
словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя
на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия! День и ночь они
проводят на коне, занимаясь куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на
крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда
приходится им совещаться в серьезных делах, то и совещания они ведут сидя на
конях".
А о лошадях они не просто
заботились - их холили, ими хвастались почти как самими собою! Узды были самые
легкие, стремена очень короткие, сбруи богатые, вместо шпор использовались бичи.
Зимой лошадей покрывали теплыми попонами; в сражениях - начищенными до
зеркального блеска латами. Как и мужчины, женщины тоже могли долго ездить
верхом. В длинных юбках и в цветастых шароварах, настигнутые в степи врагом, они
на полном скаку сражали врага меткими выстрелами. Весной, когда обычно подходил
первый кумыс, его, повернувшись на Восток, разбрызгивали на землю, кланялись
восходящему солнцу , благодаря за свет и тепло, которые выращивают траву для их
лошадей. Кочевники редко пили простую воду; у них не было ни меда, ни кваса, но
все это с лихвой восполнял кумыс. Пока свежий, он такой же сладкий, как молоко
коровы. Когда же его собьют в огромных бурдюках, извлекут из него масло,
становидей он острым и терпким, щиплет язык и опьяняет слабые головы. Богатым
степнякам батраки из несвернувшегося молока приготовляли черный кумыс -
каракослос. Для этого молоко ( пинали до тех пор, пока гуща не опускалась на
дно, отделяясь от сыворотки. Именно эту сыворотку и подавали господам, гущей же
довольствовались бедняки, она имела свойство наводить глубокий сон. С горячими блюдами тоже
было все в порядке. Хотя доступные сегодня всем казы тогда подавались в основном
только знати. Эти жирные копченые колбасы из конины готовились следующим
образом: мясо еще парным, клали в соленую воду, потом им набивали кишки, коптили
и вялили под потолком юрты на провесе. В большом почете была и джа-джа -копченая
конская ветчина. И еще один интересный факт: только в казахском языке 80
синонимов слова "лошадь", многие из которых перешли в русский -"каурая",
"чубарая". И спустя века имя коню казахи выбирают так, как это делали их далекие
предки, а именно с буквы, с которой начинается имя отца лошади. И в этом
прилагают величайшие старания и любовь.
|