Великий Шелковый путь

"Жибек Жолы" или Великий Шелковый путь

система древних караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. «Жибек Жолы» как торговая "Жибек Жолы" или Великий Шелковый путьмагистраль зародилась в III веке до н. э. и просуществовала до XVI века нашего столетия. Значительная часть пути - 1700 километров - пролегала по территории нынешнего Казахстана.


Сотни лет по караванным путям везли не только драгоценные шелка, пряности, каменья, фарфор, золото, серебро, экзотичных птиц и зверей. Веками Шелковый путь олицетворял главную артерию, по которой шел обмен культурой, искусством, модой, научными и техническими достижениями. Древний путь соединял людей различных вероисповеданий. Здесь поневоле возникали и расцветали очаги городской цивилизации.

Туркестан (древнее название Яссы). Мавзолей на могиле поэта и проповедника Ходжи Ахмеда Яссауи в Туркестане - одно из главных мест поклонения мусульман. В возрасте 63 лет Ходжа Ахмед Яссауи, в знак поклонения пророку Мухаммеду, вырыл возле мечети землянку и прожил там до конца своих дней. Умер в 1166 году и был похоронен с большими почестями. В конце XIV в. Великий Тимур (Тамерлан) заложил на месте его могилы ханаку (монастырь) суфиев, последователей Яссауи.
Удивительный комплекс дворцов и храмов является одним из самых больших, возведенных в эпоху Тимуридов. В сооружении высотой 44 м и диаметром главного купола 22 м более 30 комнат и залов.

"Жибек Жолы" или Великий Шелковый путьВ XVI-XIX вв. в Туркестане проживали казахские ханы. Здесь же находятся мавзолеи Рабиги Султан Бегими - внучки Великого Тимура, известных казахских ханов Есима и Аблая, Абулхаир-хана, средневековая баня и другие сооружения.
Трехкратное посещение Туркестана приравнивается к хаджу в Мекку. В Казахстане немало святых мест. Мавзолей Арыстан-баба - учителя Ходжи Ахмеда Яссауи. По преданию, умирая, пророк Мухаммед передал Арыстан-бабу свои четки -аманат, а тот вручил их 11-летнему мальчику - будущему ходже - Ахмеду Яссауи. Близ мавзолея Арыстан-баба находится колодец с соленой целительной водой. Домалак-ана - Анар-ана - два священных камня, пройти между которыми может только праведный человек. Место захоронения Райымбека - посещение этого места обеспечивает удачную дорогу и успех в делах. Подземная мечеть Бекет-Ата, вырубленная в скале. Паломники, ночуя у пещеры, видят пророческие сны.

Сауран был мощной крепостью и одним из наиболее известных городов на Сырдарье. Первые упоминания относятся к X веку. Благодаря сооружениям, обеспеченности водой и продовольствием крепость могла выдержать осаду в течение нескольких месяцев. Город славился уникальным водоснабжением. Жизнь в крепости продолжалась вплоть до середины XVIII века.

"Жибек Жолы" или Великий Шелковый путьИссыкский курган. Иссыкский курган-могильник считается одним из самых больших археологических памятников скифско-сакского периода. Его открытие позволило начать отсчет существованию государственности на территории нынешнего Казахстана. Памятник датирован IV веком до н. э. Под насыпью в 1969-1970 гг. были обнаружены останки сакского воина, облаченного в стреловидный головной убор, богато украшенную бляшками кольчугу, пояс, снабженного оружием из чистого золота. Костюм составлен из 4 тысяч золотых элементов, выполненных в «зверином стиле», характерном для сакских курганов. Хранится в Музее золота в Алматы.

Бес-Шатыр. Некрополь Бес-Шатыр (пять шатров) считают святыней древних саков, живших в I тыс. до н. э. на территории Казахстана. Здесь на площади в 2 кв. км сосредоточено 18 царских курганов диаметром от 8 до 70 метров и высотой от 2 до 20 метров. Уникальный памятник ранних кочевников находится в Семиречье, в верховьях реки Или. Западнее царских гробниц с севера на юг тянется цепь из 45 каменных оград, на которых выбиты рисунки животных. Ученые предполагают, что это - ритуальная площадка некрополя. Под насыпями устроены сложные по конструкции усыпальницы из тянь-шаньской ели. Площадь погребального"Жибек Жолы" или Великий Шелковый путь деревянного «дома» - 20 кв. м, а высота - 3 м.
Петроглифы. Семиречье хранит около 50 памятников наскального изобразительного творчества. Большая часть из них относится к эпохе бронзы. Рядом с древними рисунками расположены археологические памятники: поселения, могильники, культовые сооружения, жертвенники.
В конце 50-х годов в урочище Тамгалы было найдено уникальное святилище с наскальными рисунками, в горах Анрахай (170 км к северо-западу от Алматы). Галерея наскальных рисунков Тамгалы отражает несколько исторических периодов - более 20 веков. Обнаружено более 4000 рисунков эпохи бронзы, ранних номадов и тюркского периода. В галерее под открытым небом - изображения солнцеголовых божеств, сцены охоты, ритуальные сцены, сцены жертвоприношения животных, композиции с изображением людей и животных, фигуры женщин, лучников, сцены соколиной охоты.

Отрар. Древний город Отрар был основан в IV веке до н. э. В X-XII веках он слыл крупным центром торговли и ремесел на Великом Шелковом пути. Через него проходили караваны из Ирана, Индии, Китая, Византии и Кавказа. В конце XIII века монгольские войска сравняли его с землей. И все же, несмотря на катастрофические разрушения, Отрар сумел восстать из пепла за короткое время. Но в XVIII веке город окончательно прекратил свое существование из-за междоусобных войн. Отрар был знаменит монетным двором и библиотекой. В Отраре родился, жил и творил всемирно известный средневековый мыслитель Аль-Фараби, которым гордится весь мусульманский Восток.

Не нашли нужную информацию? Возможно, она есть на нашем
старом сайте!