История Казахстана

История Казахстана

История Казахстана, доспехи воина В 1991 году на геополитической карте мира появилось новое государство - Республика Казахстан.

История и культура Казахстана насчитывает многие тысячелетия. Одним из центральных является вопрос о происхождении коренного населения - казахов, формировании и истоках их государственности, развитии культуры и культурных традиций, взаимосвязи с другими цивилизациями.

Если обратиться к письменным источникам, то можно констатировать, что государственность у казахов сформировалась к 1470 году, когда на территории Казахстана, в его юго-восточных районах - Семиречье и в долинах реки Чу - казахские султаны Джанибек и Гирей смогли возглавить многочисленные племена, объединившиеся в племя "казах", "казахи".

В начале XVI века при Касымхане Казахское ханство укрепилось, расширились его границы, в состав ханства вошли сырдарьинские города Туркестан, Отрар, Сайрам, Сауран, Сыгнак, Сузак, Чимкент. Казахстан стал широко известен в Азии и Европе.

В истории мусульманского мира XVI век - важная веха, с которой начинается отсчет нового времени. "В новой истории мусульманства, писал выдающийся востоковед В.В.Бартольд, - в противоположность очень быстрой смене династий и вообще политической неустойчивости власти, небольшим размерам государств и поэтому отсутствию какого бы то ни было патриотизма, мы теперь встречаем государства, которые там образуются. Мы видим мусульманскую державу Великих Монголов в Индии, затем Турцию, Персию..." Приблизительно в это же время в Центральной Азии возникло Казахское ханство, Яркендское ханство.

На исторической арене громко заявили о себе тюркоязычные казахи, узбеки, киргизы, каракалпаки.

Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года, когда умер последний хан всех казахов Таукехан, и власть перешла в руки многочисленных степных ханов, каждый из которых возглавлял лишь отдельные группы История Казахстана, арбалет, колчан, срелыказахов и территорий. Начался процесс дезинтеграции и упадка, завершившийся вхождением страны в состав Российской империи.

Этноним "казах", давший название государству, тюркское слово. По мнению большинства исследователей, он означает "вольный человек". Казахи были свободолюбивые кочевники и земледельцы, обладали огромными тучными стадами животных, богатыми пастбищами и плодородными землями в предгорьях и долинах рек.

Однако говоря о казахах и первом государстве казахов - Казахском ханстве, необходимо знать, что происхождение этого народа так же как и истоки его государственности и культуры, восходят ко временам, уходящим далеко в глубь столетий.

Уже в эпоху бронзового века, четыре тысячелетия тому назад, на территорииИстория Казахстана, украшения Казахстана обитали племена так называемой андроновской и бегазы-дандыбаевской культуры. Они занимались земледелием и скотоводством, были прекрасными воинами, освоившими боевую колесницу.

В их обществе уже произошло расслоение: в нем выделялись простой народ и воины-колесничие, покровителем которых, по их представлениям, был бог Солнца, в честь которого исполнялись религиозные гимны.

Изображение колесниц сохранилось на скалах, где древние люди устраивали свои племенные святилища-храмы, крышей которых был небесный свод. На плоскостях обожженных солнцем черных скал люди выбивали сцены ритуальных плясок, изображения солнцеголовых божеств, могучих верблюдов и быков, воплощающих образы древних богов.

Курганы знатных воинов, разбросанные по казахстанским степям, отличаются грандиозными размерами насыпи и самой усыпальницы. Наиболее известны некрополи Бегазы и Дандыбай в степях Сары-Арки и Тегискен в Приаралье. Вместе с умершим в могилу клали его оружие: топор, бронзовый кинжал и копья, иногда - коней, впряженных в боевые колесницы.

Люди этой эпохи были не только прекрасными воинами, пастухами и земледельцами,История Казахстана но и великолепными металлургами. Из бронзы они изготавливали топоры, ножи, кинжалы, украшения.

Они же начали разрабатывать месторождения меди, которые используются до сих пор - это Жезказганские и Саякские медные карьеры. Жили люди в больших поселениях, в землянках и наземных домах, но были и древние города, окруженные стенами и рвами, застроенные жилищами строго по плану. В этих городах жили воины и ремесленники, жрецы и земледельцы. Обитали эти племена на территории Казахстана около тысячи лет - с XVII в. до н.э. до IX-VIII вв. до н.э.

На смену им пришли саки. Так называли этот новый народ древние персы, китайцы называли "сэ", а греки - "скифы". Это были кочевники, полукочевники иИстория Казахстана, музыкальные инструменты земледельцы. Но прежде всего они были прекрасными наездниками. Первыми в мире саки научились стрелять из лука на полном скаку. Именно скифский и сакский всадник послужил прототипом образа неустрашимого кентавра - человека-коня. Быстрые отряды степных рыцарей из горных и степных районов Евразии и, прежде всего, из Казахстана, перевалив в VII в. до н.э. Кавказский хребет , вторглись в Переднюю Азию, разоряли города, грабили дворцы и храмы. Обеспокоенный их успехами, ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.) искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь.

Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили Урартскую крепость Тейшебаини. Библейский пророк Иеремия восклицал: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье... Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон". Лишь в конце VI в. до н.э. саки вернулись в свои степи, унося не только награбленную добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту, Ассирии. Позже саки вели кровопролитные войны с ахеменидами. Именно в битве с саками погиб в 530 г. "царь страны Парсуаш из рода Ахеменидов" могущественный Кир. Голова его по приказу сакской царицы Томирис была брошена в бурдюк, наполненный человеческой кровью. Затем саки, уже в союзе с персами, воевали против древнейИстория Казахстана, украшения Греции, прославившись в битве при Фермопилах. Успешно сопротивлялись они воинам Александра Македонского, преградив "завоевателю мира" дорогу на Восток, за реку Яксарт (Сырдарья). В IV-111 вв. до н.э. саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу (Семиречье) в юго-восточном Казахстане. Цари саков одновременно исполняли роль верховных жрецов. Саки имели свою письменность, свою мифологию и выдающиееся искусство мирового уровня, получившее в литературе название "Искусство звериного стиля". Сюжеты - хищные звери и травоядные животные, борьба между ними.

Шедевры, сделанные из золота и бронзы, украшали экспозиции музеев мира.

В огромных курганах саки хоронили своих царей, знатных воинов и жрецов, а вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь.

Вблизи города Алматы раскопан сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним, в могиле, обложенной бревнами ели, на деревянном полу лежали останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову его венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней,История Казахстана, сосуд, чаша символизирующих солнечного бога. Длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. Вместе с царем в могилу посставили глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные сосуды из серебра и бронзы. И андроновцы, и их потомки саки были далекими предками казахов, а сменившие саков усуни, жившие в III в. до н.э. - III в. н.э., до сих пор сохранили свое имя в названии одного из крупных казахских племен. Казахи-уйсуни и живут там же, где некогда обитали древние усуни - в Жетысу.

Большинство ученых считают, что андроновцы, саки и усуни были европеоиды. В пользу этого свидетельствуют антропологические исследования, но уже с середины I тыс. до н.э. в степях Евразии, в том числе казахстанских, появляются представители монголоидной расы, число которых постоянно увеличивалось.

Сложной была и языковая ситуация. Принято считать, что в течение I тысячелетия до н.э.население Казахстана было преимущественно носителем индоевропейских, индоиранских языков. Но сейчас все более утверждается мнение, что среди племен бронзового века, и особенно саков и усуни, имелись племена, говорившие на прототюркских языках. История Казахстана

В кургане Иссык, в погребении "Золотого человека", была найдена серебряная чашка, на дне которой вырезана надпись из 26 знаков. Она еще не прочитана. Одни ученые считают, что надпись выполнена на одном из иранских языков, другие - на прототюркском. Но в любом случае, в это время начинается формирование облика и языка средневековых и современных казахов, их психологических стереотипов, многих элементов культуры, быта и народных обычаев.

Середина I в. н.э. - важнейшая веха в истории казахов и всех тюрков.

В древнетюркском письменном источнике, написанном в честь прославленного воина царского рода Кюль-Тегина, так говорится о начале новой эпохи в Великой степи: " Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу - бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа". Империя древних тюрков простиралась от Тихого океана до Черного моря.

В это время начинается изменение этнической среды - преобладание переходит кИстория Казахстана тюркоязычным племенам, центром которых стал Алтай. Во второй половине VI в. в письменных источниках фиксируется термин "тюрк" (в китайском переводе - туцзюе, в согдийском - турк).

Археологическое изучение тюркских памятников позволяет сопоставить их с конкретными тюркскими племенными объединениями. На Саяно-Алтае выделены археологические культуры, сопоставимые с ранними киргизами, ранними кыпчаками, ранними огузами. В ходе междоусобиц, племенных войн, борьба за власть и пастбища жившая в степях, горах, долинах Казахстана часть тюркских племен переселилась на юг - в Центральную (тюргеши, карлуки, кыпчаки, узбеки, огузы, туркмены-сельджуки) и Малую Азию, на Кавказ (туркмены и сельджуки), в Европу (кангары-печенеги, кыпчаки-половцы, тюрки-огузы, каракалпаки).

На территории Казахстана с VI в. до начала XIII в. существовали, последовательно сменяя друг друга вплоть до монгольского нашествия, Западно-Тюркские, Тюргешский., Карлукский каганаты, государства огузов, караханидов, кимаков, кыпчаков. После монгольского нашествия в начале XIII в. сложились улусы Монгольской империи - Джучи и Джагатая, давшие затем жизнь Ак-Орде, а позже - Казахскому ханству.

Все эти государства имели смешанную экономику. Племена скотоводовИстория Казахстана, украшение из золота соседствовали с племенами земледельцев, степь и город дополняли друг друга. Города Тараз, Отрар, Испиджаб, Талхир стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией.

По этому пути шли самые разнообразные товары: шелк, полотно, драгоценные камни и серебро, лекарства и красители; на продажу и в качестве редких подарков везли и вели коней, соколов, слонов и гепардов, носорогов и страусов, торговали рабами. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчества и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство и ислам, который, начиная с VIII в. становится преобладающей, а затем религией казахов. На берегу Сырдарьи, в г. Туркестане возводится в конце XIV - начале XV в. религиозная святыня казахов и всех тюркоязычных народов - комплекс Ходжи Ахмеда Ясави.

Все идеи и достижения разных цивилизаций впитывал и перерабатывал народ,История Казахстана, шлем воина живший на территории Казахстана, внося, в свою очередь, в сокровищницу мировой культуры свои достижения в хозяйстве и культуре - мобильное жилище - юрта, седло и стремена для лошади, военное искусство боя, ковровые узоры и серебряные украшения, мелодичные напевы и напоминающую бег степных лошадей музыку.

Сейчас древняя страна казахов переживает период развитий и становлений своей государственности, экономики, культуры, стремится занять достойное место в мировом сообществе.

Не нашли нужную информацию? Возможно, она есть на нашем
старом сайте!