Петроглифы Тамгалы-Тас
Петроглифы как вид изобразительного искусства
возникли
на территории Казахстана еще в глубокой древности и сохранились вплоть до наших
дней. Большое количество памятников наскального искусства, открытых в последние
годы, раскрывают своеобразие художественных культурных традиций древних племен.
Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества
Казахстана находятся в Семиречье. Хотя история изучения подобных памятников
насчитывает более ста лет, еще недавно о них было известно очень мало.
В конце 50-х годов было найдено уникальное святилище с
наскальными рисунками Тамгалы в горах Анрахай, изучение которого началось в
70-80-е гг. Не менее яркий памятник - святилище Ешкиольмес в долине реки Коксу -
обнаружен только в 80-е годы. В настоящее время на территории Семиречья
открываются все новые скопления петроглифов, более десяти из которых вошли в это
исследование. После этих открытий стало возможным выделить основные этапы в
развитии наскального искусства Казахстана.
На
сегодняшний день в Семиречье обнаружено около 50
памятников, где находятся скопления наскальных рисунков. Наиболее известные из
них это петроглифы в урочище Тамгалы, в долине реки Коксу, в горах Шолак,
Киндыктас, Анрахай и Баян Журек. Наряду с крупными святилищами, насчитывающими
по несколько тысяч наскальных изображений, есть небольшие группы петроглифов в
ущельях, на сопках и могильных камнях, в которых бывает по несколько сотен, а то
и десятков изображений.
Как правило, в этих же местах рядом с петроглифами расположены
другие археологические памятники: поселения, могильники, жертвенники или
культовые сооружения, что позволяет рассматривать их в комплексе и получать
дополнительную информацию о петроглифах. Выявление связей между различными
типами памятников позволяет рассматривать их в единой системе. Все это
значительно расширяет представления о древнем искусстве Семиречья.
Урочище Тамгалы
расположено в 170 км к северо-западу от г. Алматы в
горах
Анрахай. Большинство петроглифов расположено в нижней
части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье, а также в
7 саях, расположенных к северо-западу от основного ущелья. Общее количество
рисунков в главном ущелье - около 2000. Все они условно разделены на 7 групп.
Отсчет групп идет от устья ущелья.
Здесь встречаются изображения солнцеголовых божеств, ряженых,
воинов-палиценосцев, брачных пар, рожениц, а также многофигурные композиции с
изображением людей и животных, сцены охоты на животных и сцены жертвоприношения
быков.
Петроглифы разновременные, однако большая часть из них относится
к эпохе бронзы. Рисунки, выполненные в сакском "зверином" стиле, размещены в
основном отдельно от более древних петроглифов, но в некоторых случаях дополняют
или даже перекрывают их.
В
целом на сегодняшний день урочище Тамгалы является одним
из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья.
Следует отметить своеобразие приемов нанесения рисунков на скалы
и несомненную художественную выразительность искусства местных древних
художников. Особым изяществом отличаются миниатюрные изображения, не превышающие
порой 1-2 см.
Горы Шолак являются
юго-западным отрогом Джунгарского Алатау. К югу от них протекает река Или, на
которой во второй половине ХХ века было устроено Капчагайское водохранилище. В
хозяйственном отношении горы Шолак наиболее благоприятны для кочевых форм
скотоводства.
Наскальные изображения гор Шолак не представляют собой единого
крупного скопления петроглифов. Они рассредоточены по нескольким ущельям, в
основном, на южных склонах гор. Наиболее интересные скопления наскальных
изображений обнаружены в ущельях Караиспе, Аир-Кезень, Тайгак, Теректы,
Кызыл-Ауыз и некоторых других. Большую часть рисунков высекали со времен древних
саков и до
позднего
средневековья.
Анализируя многие сюжеты, нельзя забывать, что в таком святилище,
каким было в древности Тамгалы, сами петроглифы являлись своеобразной знаковой
системой для передачи информации.
В петроглифах эпохи бронзы Семиречья наиболее распространенным
был культ плодородия. Он выражался в изображениях брачных пар, в сюжетах с
роженицами и изображениях стельной коровы, быков, козлов, архаров и т. д. С
культом плодородия был тесно связан и культ солнца. Об этом свидетельствуют
изображения антропоморфных персонажей с дисками вместо голов, от которых отходят
лучи, "пятна" и нимбы. В сценах обоих культов достаточно явно прослеживается
идея жертвоприношения, которая выражается в сюжетах с убийством быка или охоты
на различных животных.
В последующую сакскую эпоху искусство кочевников выработало свой
особый
зооморфный
код для маркировки основных зон мироздания. В искусстве
саков и скифов птицы связаны с верхним миром, травоядные животные - с земным,
змеи и хтонические существа - с миром мертвых.
Наиболее ярким сюжетом наскального искусства этого времени
являются сцены терзания травоядных животных хищниками. Очень выразительно
смотрятся на скалах крупные фигуры различных животных - оленей, кабанов,
верблюдов, архаров, вероятно, тотемных предков. Но зооморфное по форме искусство
сакских кочевников отражало те же представления и идеи, что и в предшествующую
эпоху.
Мы привели только несколько сюжетов, по которым можно судить о
смысле и назначении некоторых петроглифов. Многие сюжеты остаются
нерасшифрованными и непонятными для современного человека.
У исследователей петроглифов сложилось представление о крупных
скоплениях древних наскальных изображений как о святилищах.
Известно, что до строительства святилищ первобытные люди
использовали
под храмы скалы, рощи, горы. Поэтому и петроглифы можно рассматривать как
составную часть древнего святилища. Возможно, они играли роль алтаря, поясняли и
напоминали присутствующим известные мифологические сюжеты. Однако проследить
связь петроглифов с сакральной зоной в наше время можно только предположительно.
Мартынов А. И. выделил священные камни, отдельные рисунки, смысловые
повествовательные сцены и крупные святилища.
На наш взгляд, выделить типы святилищ возможно только исходя из
их функций. На назначение святилищ часто указывают его размеры и местоположение.
В предгорной и степной полосе имеется много петроглифов в ущельях, среди которых
можно выделить крупные и небольшие скопления наскальных изображений.
Большие группы петроглифов принято считать межплеменными
святилищами. К подобному типу святилищ в Семиречье следует причислить прежде
всего Тамгалы и Ешкиольмес. Здесь расположено по несколько тысяч рисунков.
Наличие больших многофигурных композиций и разнообразие культовых сюжетов
выделяет эти святилища из всех остальных.
Петроглифы на скалах, несущие повествовательные функции и
закрепляющие
знания о мироустройстве, возможно, служили фоном, на котором совершались
различные обряды. Установлено, что служители культа, приспособившие скалы под
храм, учитывали особенности восприятия людей, находящихся у их подножия. Темные
скалы и светлые рисунки на фоне неба создавали у зрителей ощущение перспективы и
величественности происходящего. В тех случаях, когда не было скал, алтарем
служил крупный валун с площадкой перед ним, резко выделяющийся по цвету на фоне
гор.
|