Петроглифы Тамгалы-Тас

Петроглифы как вид изобразительного искусства возникли на территории Казахстана еще в глубокой древности и сохранились вплоть до наших дней. Большое количество памятников наскального искусства, открытых в последние годы, раскрывают своеобразие художественных культурных традиций древних племен.

Наиболее известные центры наскального изобразительного творчества Казахстана находятся в Семиречье. Хотя история изучения подобных памятников насчитывает более ста лет, еще недавно о них было известно очень мало. 

В конце 50-х годов было найдено уникальное святилище с наскальными рисунками Тамгалы в горах Анрахай, изучение которого началось в 70-80-е гг. Не менее яркий памятник - святилище Ешкиольмес в долине реки Коксу - обнаружен только в 80-е годы. В настоящее время на территории Семиречья открываются все новые скопления петроглифов, более десяти из которых вошли в это исследование. После этих открытий стало возможным выделить основные этапы в развитии наскального искусства Казахстана.

На сегодняшний день в Семиречье обнаружено около 50 памятников, где находятся скопления наскальных рисунков. Наиболее известные из них это петроглифы в урочище Тамгалы, в долине реки Коксу, в горах Шолак, Киндыктас, Анрахай и Баян Журек. Наряду с крупными святилищами, насчитывающими по несколько тысяч наскальных изображений, есть небольшие группы петроглифов в ущельях, на сопках и могильных камнях, в которых бывает по несколько сотен, а то и десятков изображений.

Как правило, в этих же местах рядом с петроглифами расположены другие археологические памятники: поселения, могильники, жертвенники или культовые сооружения, что позволяет рассматривать их в комплексе и получать дополнительную информацию о петроглифах. Выявление связей между различными типами памятников позволяет рассматривать их в единой системе. Все это значительно расширяет представления о древнем искусстве Семиречья.

Урочище Тамгалы расположено в 170 км к северо-западу от г. Алматы в горах Анрахай. Большинство петроглифов расположено в нижней части главного ущелья и в примыкающем к нему с запада боковом ущелье, а также в 7 саях, расположенных к северо-западу от основного ущелья. Общее количество рисунков в главном ущелье - около 2000. Все они условно разделены на 7 групп. Отсчет групп идет от устья ущелья.

Здесь встречаются изображения солнцеголовых божеств, ряженых, воинов-палиценосцев, брачных пар, рожениц, а также многофигурные композиции с изображением людей и животных, сцены охоты на животных и сцены жертвоприношения быков.

Петроглифы разновременные, однако большая часть из них относится к эпохе бронзы. Рисунки, выполненные в сакском "зверином" стиле, размещены в основном отдельно от более древних петроглифов, но в некоторых случаях дополняют или даже перекрывают их.

В целом на сегодняшний день урочище Тамгалы является одним из наиболее древних и ярких памятников наскального искусства Семиречья.

Следует отметить своеобразие приемов нанесения рисунков на скалы и несомненную художественную выразительность искусства местных древних художников. Особым изяществом отличаются миниатюрные изображения, не превышающие порой 1-2 см.

Горы Шолак являются юго-западным отрогом Джунгарского Алатау. К югу от них протекает река Или, на которой во второй половине ХХ века было устроено Капчагайское водохранилище. В хозяйственном отношении горы Шолак наиболее благоприятны для кочевых форм скотоводства.

Наскальные изображения гор Шолак не представляют собой единого крупного скопления петроглифов. Они рассредоточены по нескольким ущельям, в основном, на южных склонах гор. Наиболее интересные скопления наскальных изображений обнаружены в ущельях Караиспе, Аир-Кезень, Тайгак, Теректы, Кызыл-Ауыз и некоторых других. Большую часть рисунков высекали со времен древних саков и до позднего средневековья.

Анализируя многие сюжеты, нельзя забывать, что в таком святилище, каким было в древности Тамгалы, сами петроглифы являлись своеобразной знаковой системой для передачи информации.

В петроглифах эпохи бронзы Семиречья наиболее распространенным был культ плодородия. Он выражался в изображениях брачных пар, в сюжетах с роженицами и изображениях стельной коровы, быков, козлов, архаров и т. д. С культом плодородия был тесно связан и культ солнца. Об этом свидетельствуют изображения антропоморфных персонажей с дисками вместо голов, от которых отходят лучи, "пятна" и нимбы. В сценах обоих культов достаточно явно прослеживается идея жертвоприношения, которая выражается в сюжетах с убийством быка или охоты на различных животных.

В последующую сакскую эпоху искусство кочевников выработало свой особый зооморфный код для маркировки основных зон мироздания. В искусстве саков и скифов птицы связаны с верхним миром, травоядные животные - с земным, змеи и хтонические существа - с миром мертвых.

Наиболее ярким сюжетом наскального искусства этого времени являются сцены терзания травоядных животных хищниками. Очень выразительно смотрятся на скалах крупные фигуры различных животных - оленей, кабанов, верблюдов, архаров, вероятно, тотемных предков. Но зооморфное по форме искусство сакских кочевников отражало те же представления и идеи, что и в предшествующую эпоху.

Мы привели только несколько сюжетов, по которым можно судить о смысле и назначении некоторых петроглифов. Многие сюжеты остаются нерасшифрованными и непонятными для современного человека.

У исследователей петроглифов сложилось представление о крупных скоплениях древних наскальных изображений как о святилищах.

Известно, что до строительства святилищ первобытные люди использовали под храмы скалы, рощи, горы. Поэтому и петроглифы можно рассматривать как составную часть древнего святилища. Возможно, они играли роль алтаря, поясняли и напоминали присутствующим известные мифологические сюжеты. Однако проследить связь петроглифов с сакральной зоной в наше время можно только предположительно. Мартынов А. И. выделил священные камни, отдельные рисунки, смысловые повествовательные сцены и крупные святилища.

На наш взгляд, выделить типы святилищ возможно только исходя из их функций. На назначение святилищ часто указывают его размеры и местоположение. В предгорной и степной полосе имеется много петроглифов в ущельях, среди которых можно выделить крупные и небольшие скопления наскальных изображений.

Большие группы петроглифов принято считать межплеменными святилищами. К подобному типу святилищ в Семиречье следует причислить прежде всего Тамгалы и Ешкиольмес. Здесь расположено по несколько тысяч рисунков. Наличие больших многофигурных композиций и разнообразие культовых сюжетов выделяет эти святилища из всех остальных.

Петроглифы на скалах, несущие повествовательные функции и закрепляющие знания о мироустройстве, возможно, служили фоном, на котором совершались различные обряды. Установлено, что служители культа, приспособившие скалы под храм, учитывали особенности восприятия людей, находящихся у их подножия. Темные скалы и светлые рисунки на фоне неба создавали у зрителей ощущение перспективы и величественности происходящего. В тех случаях, когда не было скал, алтарем служил крупный валун с площадкой перед ним, резко выделяющийся по цвету на фоне гор.

Не нашли нужную информацию? Возможно, она есть на нашем
старом сайте!