 |
Музей Египетского искусства
На протяжении долгих десятилетий туристы,
приезжавшие в древние Фивы,
посещая величественные
храмы Карнака и Луксора, Дейр эль-Бахри и Мединет Абу, гробницы Долин царей и
цариц, могли лишь в воображении представить себе, как выглядели бы многие
выдающиеся памятники египетской древности - скульптуры, рельефы, если бы они не
были когда-то перевезены в Египетский музей в Каире, но остались бы там, где
были найдены - в Луксоре.
В 1962 году Министерство культуры АРЕ
выступило с инициативой о создании нового музея, в котором найденные при
археологических раскопках шедевры были бы выставлены неподалеку от своего
исконного местонахождения. Выдающийся египетский архитектор, Махмуд эль-Хаким
стал автором современного здания, окруженного садом, которое украсило набережную
Нила между Луксорским и Карнакским храмами.
При
содействии сотрудников Отдела Египетского и Классического искусства Бруклинского
музея (США) в течение
нескольких лет тщательно отбирались памятники для экспозиции нового
музея; при этом предпочтение было отдано тем произведениям древнего
искусства, которые много веков тому назад украшали Фивы и окрестности
великой столицы. Были осмотрены хранилища и запасники всех основных
экспедиций, работающих в районе Луксора; кроме того, в экспозицию вошли
и случайно обнаруженные местными жителями высококлассные памятники:
так, например, колоссальная статуя фараона Ментухотепа III, по праву
считающаяся одним из лучших экспонатов музея, была найдена во время
строительства дома в расположенном неподалеку местечке Армант.
Некоторые памятники возвратились «домой» из запасников и экспозиции
музея в Каире.
Музей официально открылся в 1975 году и с
этого времени неизменно притягивает к своим сокровищам любителей
древнеегипетского и ранне христианского искусства. Среди интереснейших
экспонатов сложно отобрать лучшие. Пожалуй, в качестве примера стоит вспомнить
великолепно сохранившие свои насыщенные цвета раскрашенные рельефы из рухнувшего
еще в древности при землетрясении храма Тутмоса III в Дейр эль-Бахри;
выполненную из
сливочно-желтого алебастра скульптурную группу, изображающую фараона Аменхотепа
III вместе с крокодилоголовым богом нильской воды Себеком, почитавшимся недалеко
от Фив - в Дахамше; мифологические папирусы из погребений фиванских жриц
Несихонсу и Тенетусерет-эн-пернесу, датируемые 11 в. до н.э.
Наконец, в собрание музея были переданы и
избранные шедевры из гробницы Тутанхамона - поражающая своим изяществом
деревянная позолоченная голова богини Мехетурет в облике коровы, модели царских
погребальных ладей, статуэтки ушебти - слуг в мире ином, несколько десятков
позолоченных розеток, которыми когда-то был расшит погребальный полог,
покрывавший саркофаги юного фараона.
Экспозиция периодически пополняется. В 1989
году при реставрации колоннад Луксорского храма под его полами был обнаружен
тайник с поистине уникальными скульптурами фараонов и божеств эпохи Нового
царства. Вскоре они пополнили собрание музея, в котором этим памятникам был
отведен особый, новый зал. При взгляде на шедевры древней скульптуры из зала «Луксорского
тайника» захватывает дух: перед посетителями музея предстают великолепно
сохранившиеся, словно вчера вышедшие из-под резца скульптора статуи фараона
Хоремхеба, коленопреклоненного перед богом вечернего солнца Атумом, культовые
образы сидящих на престолах богинь Хатхор и Иунет времени правления XVIII
династии, миниатюрный сфинкс Тутанхамона. Особого упоминания заслуживают
кварцитовая статуя фараона Аменхотепа III,
обожествленного еще при жизни, бог Амон-Камутеф в облике гигантской кобры,
выполненной из диорита в 7 в. до н.э., и, конечно же, потрясающая тонкостью
моделировки и проработки алебастровая статуя богини Мут, созданная в эпоху
правления Рамсеса II.
Посетителей гостеприимно встречает своей
меланхоличной улыбкой Аменхотеп III - голова его гигантской гранитной статуи из
заупокойного храма на противоположном, западном берегу Нила, установлена сразу у
входа в основные залы музея, наполненные бесценными сокровищами. Особенно
приятно побродить по залам музея поздним вечером - кажется, что звуки
современного Луксора затихают, и возникает удивительный диалог эпох, в основе
которого - вечные истины древней мудрости и непреходящая, завораживающая красота
египетского искусства.
|