|
Замок Анжер
Анжер,
лежащий на берегах реки Майен, с древнейших времен был занят племенами
гордых кельтов, упорно сопротивлявшихся вторжению римлян. В IX веке, по
прошествии долгих лет набегов норманнов, Фульк Нерра, граф Анжуйский, воздвиг
здесь укрепленный замок. В 1228-1238 гг. Святой Людовик добавил к замку целый
комплекс фортификаций. Впоследствии этот ансамбль был еще более расширен при
Людовике I, герцоге Анжуйском, и при Людовике II, который приказал здесь
построить готическую капеллу.
Одно время Анжер был
резиденцией "доброго короля" Рене Анжуйского, одновременно короля Сицилии и
Иерусалима, который вошел в историю как благодетель своих подданных и блестящий
литератор; он любил праздники, турниры и часто устраивал в замке рыцарские
ристалища. Старинная рукопись, иллюстрированная миниатюрами, автором которой был
сам король Рене, показывает нам ту пышность, с которой проводились турниры в
замке Анжер, где были устроены также вольеры и зверинцы для экзотических
животных.
Наступившая
затем долгая пора религиозных войн послужила причиной упадка замка, и в 1585
году Генрих III приказал его разрушить. Однако пятиугольная крепость с ее
цилиндрическими башнями была настолько мощной, что удалось снести только
островерхие кровли башен. С приходом к власти Генриха IV работы по сносу здания
были приостановлены, что позволило устроить в замке празднества по случаю
обручения Цезаря Вандомского с Франсуазой Лотарингской.
Внутри замка можно увидеть знаменитую шпалеру на сюжет Апокалипсиса, заказанную
Людовиком I Анжуйским в 1373 году. Эта несравненная серия тканых картин,
первоначально составлявшая в длину 140 метров, была выполнена Никола Батайем по
эскизам Эннекена де Брюжа.
Шпалеры иллюстрируют последнюю книгу Библии - "Откровение Св. Иоанна Богослова".
В 1400 году шпалеры хранились в архиепископстве Арля, а начиная с 1474 года - в
церкви Св. Маврикия в Анжере.
Эти гобелены, исчезнувшие
в 1782 году, были обнаружены в 1848 году каноником Жубером, который предпринял
их реставрацию. На каждой картине присутствует образ Св. Иоанна, принимающего
участие в происходящих событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось
удалить вследствие их плохой сохранности.
Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас
трудно толкуемый смысл текстов "Откровения Св. Иоанна Богослова". На первой
картине представлен сюжет со Св. Иоанном, который по велению Господа, начинает
описывать "виденные им во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.
Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно
на следующих: на гобелене, где Св. Иоанн видит Мессию в окружении символических
атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения
Мессии следует изображение Св. Иоанна в слезах, вызванных откровением
божественных тайн после представления Агнца. Всадники Апокалипсиса
появляются на лошадях
разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу Богу. После
признания избранных происходят таинства в присутствии Бога и ангела. В сценах
великого землетрясения, огненной звезды и орла природные стихии разверзаются
после четырех первых звуков труб. Когда в пятый и шестой раз вострубили трубы,
хаос Вселенной множится.
На следующих панно Св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых
ударов труб и символически поедает Книгу, взятую из рук ангела. После того как
Иоанн насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя
свидетелями, спасенными Богом, о неминуемом пришествии Мессии и о Страшном суде.
Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных обличьях: в виде
дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу, которую защищает Св. Михаил,
и сражающегося против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде
земного чудовища.
После этих тревожных сцен
космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении Вавилона и
о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на
нечестивых обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья
винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним,
следует появление трех чудовищ и Вавилона - "матери мерзости земной", который
проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.
Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима,
совершенство которого познает Св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.
|