|
Эдфу
На
полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу,
наиболее внушительный по своим размерам после Карнака. Его сооружение началось
при Птолемее Ш в 237 до н.э., а завершилось в 57 г. до н.э. Этот храм считается
наиболее хорошо сохранившимся по сравнению с другими храмами. Однако при его
обнаружении в 1860 г. он предстал перед глазами Огюста Мариета, одного из
директоров Лувра и собирателя коллекции Египетского музея в Каире, в плачевном
состоянии. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению.
Храм в Эдфу посвящен богу Хору, сыну Осириса и Исиды и имеет
классическую древнеегипетскую архитектуру. Он начинается массивным входным
пилоном, втором по размеру
во всем Египте. В открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние
гигантского Хор-сокола из черного гранита. Первый гипостильный зал, украшенный
сценами жертвоприношений, имеет 18 колонн. Во втором гипостильном зале, меньшего
размера, но более изящном, 12 колонн. Через него путь лежит в святилище, куда в
те далекие времена допускались лишь посвященные - великие жрецы и
фараон. В святилище сохранился наос, высеченный из цельной скалы (XXX династия).
Рельефы и надписи на стенах храма рассказывают о победе Хора, который отомстил
за смерть своего отца богу Сетху и его союзникам, изображенным в образе
крокодилов и бегемотов.
Надписи на стенах храма Хора - это целый кладезь различных
знаний. На них можно найти перечни книг по мифологии, астрономии, географии, и
строительству. Они объясняют символическое значение пропорций и размеров
архитектурных деталей храмов, ссылаясь на мифологические сюжеты и знаменитую
книгу строителя пирамид Имхотепа. Там есть рецепты приготовления божественных
масел и курений, которые использовались при совершении обрядов.
Храм в Эдфу был взят как образец при оформлении египетского
зала Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Весной 1909 г.
будущий директор музея И.В. Цветаев ездил в Египет, чтобы познакомиться с его
древней архитектурой. По его словам, именно в Эдфу он нашел форму зала, "как
нельзя лучше подходящего к нашим размерам".
|